ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

МЕНЮ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Баннер

ПЕДАГОГУ И НАСТАВНИКУ ПОСВЯЩАЕТСЯ!

«Педагогу и наставнику посвящается!»

Через пространство двух веков в наш XXI век,

Сквозь свет его и тени

Мы благодарно повторим:

«Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени».

Фамилии этих педагогов вы найдете в музейных архивах Каменск - Уральской гимназии... Они представители того последнего поколения советских учителей, что сохраняли в себе лучшие традиции советской школы и относились к своему труду как к миссии, служению… Они воспитывали тружеников – патриотов, граждан великого государства, обеспечивая преемственность общественных норм и ценностей.

Вашему вниманию предлагается несколько очерков, воспоминаний, рассказов о педагогах старейшей школы города, которая называлась раньше четвертой, а сейчас носит современное название - «Каменск–Уральская гимназия». Педагоги, о которых пойдет речь, отметили в этом году важные юбилеи.

 

Тутынина Нина Прокопьевна

 (29.11.1937 г.р., г.Каменск -Уральский)

Окончила Катайское педучилище и Шадринский пединститут.

С 1981 года по 2010 г.г. работала в 4 школе.

Ветеран труда. Старший учитель.

22.05.2023Из воспоминаний Нины Прокопьевны

 

«Я, выпускница четвертой школы, мечтала стать учителем французского языка и готовила документы в Шадринский пединститут, но небогатые родители многодетной семьи не отпустили дочку далеко учиться и мне пришлось выдержать конкурс в Катайское педучилище. После его окончания в 1957 году поступила работать в восьмую школу, а в 1981 году была переведена в четвертую.

Коллектив педагогов был сформировавшийся, я имела уже опыт работы и включилась со свойственной мне энергичностью и интересом в педагогическую деятельность. К моей большой радости, судьба вновь свела меня с любимой первой учительницей - Антониной Федоровной и авторитетной Валентиной Павловной.  Мы работали по традиционной методике. Главными секретами успеха был ежедневный добросовестный труд. За каждой тетрадкой, за каждым рисунком была личность ученика, и я старалась раскрыть все лучшее, что было заложено от природы. Добивалась результатов - большинство ребят учились на «хорошо» и «отлично». Переходя в среднюю школу, мои выпускники подтверждали свои оценки. Любовь к музыке от природы тоже стала одной из моих находок в педагогической деятельности.

В образовании происходили большие перемены: педагогика сотрудничества, развивающее обучение, личностно – ориентированный подход. Это новое казалось уже частично знакомым, но появление компьютерных технологий говорили о грядущих изменениях. Опираясь на свою склонность к музыке, я выбрала тему по самообразованию «Эстетическое воспитание младших школьников». Мои дети - Юра и Таня -учились тогда в общеобразовательной и музыкальной школах. Оказалось, что новый директор музыкальной - Шохина Татьяна Георгиевна - искала пути сотрудничества с четвёртой школой и моя тема по самообразованию подходила как нельзя кстати. По общему согласию родителей и педагогов двух школ ученики моего первого класса стали учениками музыкальной школы: каждый учился на музыкальном инструменте (по выбору, и все посещали занятия хора и сольфеджио. Начинать было непросто, но все дети закончили хоровое отделение, получили свидетельства о музыкальном образовании.

В 1996 году 4 школа отмечала 60 - летний юбилей. Татьяна Георгиевна соединяет коллектив учителей общеобразовательной школы и учеников хорового отделения. Исполняли песню «Некогда стареть учителям» на городском смотре. Выступление имело большой успех, хор занял первое место в смотре художественной самодеятельности. Музыкальные сказки (запомнилась сказка «Огниво»), отчетные концерты, встречи с детскими композиторами, поездки в Екатеринбург на спектакли, встречи с учениками других музыкальных школ - всё это было благоприятными условиями для развития эстетического воспитания, которым я занималась с большим интересом и удовольствием, видя в глазах детей радость от общения с музыкальным искусством. В итоге, Яна Паклянова и Алексей Пьянков окончили Уральскую консерваторию им. М.П. Мусоргского. 

За время работы в школе я получала благодарности за проведение мероприятий, похвальные грамоты, денежные премии, путевки в дом отдыха (ни одной из них я не воспользовалась, так как не могла бросить детей в учебное время). Имею звание «Старший учитель» и «Ветеран труда». Я с благодарностью вспоминаю годы работы в четвертой школе и помню всех».

А мы, педагоги четвертой школы, помним, как Нина Прокопьевна с энтузиазмом бралась за любое дело и выполняла его со «знаком качества». Каждый урок – это маленькое произведение, работа на результат.  Классы, которые она выпускала, были сильными, со сформированными коллективами. Родители не знали, что такое всей семьей делать домашние задания, дети были приучены к самостоятельности: как организовать свое рабочее место и с какого предмета начать выполнять домашнее задание.  Главным секретом этого педагога было умение «успеть всё!» и наладить сотрудничество между детьми, родителями и интеллектуальной социальной средой нашего Ленинского поселка. Нина Прокопьевна делала жизнь детей интересной, развивая в них лучшие личностные качества.

Сегодня наш коллектив поздравляет Нину Прокопьевну с замечательной юбилейной датой, 85 – летием со Дня рождения! Шлет слова искренней благодарности за многолетний кропотливый труд, требовательность, принципиальность, доброту, душевную щедрость и достойный вклад в воспитание подрастающего поколения.

 

Калугина Ада Ивановна

(10 марта 1943 года г.р.)

Окончила Ишимский пединститут в 1966 году.

Общий стаж 44 года.

С 1968 по 2010 г.г. работала в четвертой школе (42 года)

22.05.2023 2В те далекие шестидесятые годы желание учиться у способных детей было большое, а выбор высших учебных заведений ограничивался небольшим перечнем: мединститут, пединститут и сельскохозяйственный. Аде Ивановне профессия учителя была ближе и понятнее, да и математика в школе давалась легко, выбор выпал на физико – математический факультет. Поступили с подругами в Тюменский пединститут, но появились проблемы с проживанием, и родители перевели дочку поближе к дому, в Ишимский пединститут. Студенческие годы пролетели незаметно. Ада Ивановна после обязательной отработки по окончании института приехала в г.Каменск – Уральский.  В четвертую школу она пришла работать в 1968 году и осталась в ней на всю свою учительскую жизнь, уйдя на заслуженный отдых в 2010 году, проработав более 40 лет.

Кому не известны со школьной скамьи условия задачи, в которой «дано» и «требуется доказать». Учить математике непросто. А научить каждого ученика секретам её, порой невозможно. Однако доказано, что привить любовь к этой науке может только хороший педагог. Вот и преподаватель математики средней школы №4 Ада Ивановна Калугина – учитель по призванию. Это доказано многолетним безупречным трудом в школе. Высокая требовательность к себе и детям, продуманность каждого урока, индивидуальный подход – вот слагаемые успеха Калугиной Ады Ивановны. Её ученики демонстрировали на экзаменах хорошую подготовленность, поступали в престижные вузы, побеждали на олимпиадах и научно – практических конференциях.  Классы этого педагога отличались организованностью, ответственностью, активным участием в жизни школьного коллектива. Она не только учила, но и воспитывала. И, как знать, не пример ли Ады Ивановны сыграл решающую роль в решении 10 из 48 выпускников в 1988 году стать учителями.

Закончив школу, ребята не забывают свою учительницу, приходят за консультацией, а то и просто поговорить по душам, поделиться горем или радостью. И для всех у педагога находится время и тёплые слова. Любовь к учительской профессии сумела передать она и дочери Оксане.

За многолетний труд награждена грамотами, благодарственными письмами, денежными премиями. Мы, коллеги, были свидетелями, как на каждом вечере встречи благодарные ученики выражали уважение и почет этому педагогу. Ада Ивановна! Низко кланяемся Вам и еще раз говорим «спасибо»!

Из воспоминаний Калугиной Ады Ивановны

13 лет я проработала в старой школе, которая находилась в здании современной 24 школы. Работали в три смены. Последние уроки заканчивались в 19.30. В те годы в школе было самообслуживание, с пятого класса ученики после уроков делали уборку сами. За уборкой нужно было проследить, это занимало много времени. С полной сумкой тетрадей приходилось возвращаться поздно вечером домой, а там ждали домашние дела и подготовка на следующий день к урокам, проверка тетрадей. 

В 1981 году было построено и сдано новое здание школы. Хлопоты с переездом скрашивались тем, что школа стала работать в одну смену при кабинетной системе.

После уроков проверяли тетради, занимались с отстающими, задерживались допоздна. В минуты отдыха часто собирались в кабинете у Виктории Тимофеевны, пили чай, общались, вспоминали смешные случаи. Виктория Тимофеевна была великолепной рассказчицей, всё сопровождалось мини театральными сценами и весёлым хохотом. Остались очень тёплые и приятные воспоминания об этом времени, о коллегах, об учениках. Мы были молоды, энергичны, дружны, и школа занимала большую часть нашей жизни».

 

Буглак Ада Иосифовна

(21.09.1947 г.р., г.Каменск -Уральский)

Окончила Шадринский пединститут.

С 1983 года по 2010 г.г. работала в 4 школе.

Ветеран труда. Старший учитель.

 22.05.2023 3После окончания четвертой школы Ада Иосифовна поступила в Шадринский педагогический институт и окончила его в 1967 году.  Попала по распределению в Оренбургскую область, а затем после отработки вернулась в Каменск – Уральский. Ещё долгое время она получала поздравления из своей первой школы и приглашение на работу. Общий стаж Ады Иосифовны более 40 лет и почти 30 из них она проработала в четвертой школе.  Она пришла в неё в 1983 году и включилась в работу с полной нагрузкой.

Можно ли любить эту сухую, строгую науку, состоящую из набора формул, числовых последовательностей, геометрических фигур? Можно! В этом убедились все, кто учился у Ады Иосифовны или работал с ней! Обучала и воспитывала, делая это легко и естественно. Всем понятно, какой ежедневный труд скрывается за этой педагогической деятельностью.

Результаты говорили сами за себя: высокие баллы на экзаменах и на итоговой аттестации. Если класс попадал в руки к Аде Иосифовне – все знали, что он попал в надёжные, заботливые руки мастера – профессионала. На уроках математики Ада Иосифовна не только учит, но и воспитывает человека, способного не только уметь решать сложные математические задачи, но и чувствовать, дружить, отстаивать свои интересы, прислушиваться к другим и аргументировать свою точку зрения.

Результатом всей этой многогранной работы учителя являются прочные знания, высокие баллы на экзаменах, соответствие знаний полученным оценкам, поступление выпускников в вузы.

         Работала директором школы, секретарем партийной организации, избиралась депутатом и всегда с честью и достоинством справлялась с порученным делом. Она пользуется авторитетом у коллег, приходит на помощь словом и делом. Строгая и требовательная, понимающая и отзывчивая, спокойная и уверенная… Про таких говорят, «человек со стержнем». Ада Иосифовна помогает поверить в свои силы и умеет для каждого найти «слова, исполненные доверия».

         Сегодня мы поздравляем Вас, Ада Иосифовна, с 75 -  летним юбилеем и благодарим за педагогический труд! Низкий поклон Вам с признательностью и уважением!

Из воспоминаний Тутыниной Н.П.

Как - то по школьному коридору проходила очень строгий завуч Бубенщикова Людмила Максимовна. Видит, что дверь в кабинет математики Буглак Ады Иосифовны открыта, заглядывает. Сидят ученики, работают, учителя нет (вызвали срочным звонком к телефону). Позднее встречает Буглак и говорит: «Ну - ка, Ада Иосифовна, расскажите, каким секретом Вы владеете, что дети работают в классе самостоятельно без учителя?!» Вот такое ответственное отношение к уроку математики у учащихся было сформировано педагогом.

 

Желтова Тамара Федоровна

(22 октября 1950 г.р., г.Шадринск)

Образование высшее.

Окончила Шадринский пединститут в 1972 году.

Общий стаж 45 лет. В четвертой школе с 1974 по 2017г.г. (43 года)

22.05.2023 4Когда Тамару Фёдоровну спрашивают, что она преподаёт, и слышат в ответ, что перед ними учитель физики - постоянно звучит уважительное восклицание: «О – о – о!». Это говорит о том, что учить физику в школе было трудно, хотя и интересно, ведь именно физика приобщает ребят к миру и ценностям научного знания.

Тамара Фёдоровна родилась в небольшом городе Зауралья - Шадринске. Главным высшим учебным заведением до сих пор там остается пединститут. Получение высшего образования в те годы для девочки, которая хорошо училась, было само собой разумеющимся, а вот на выбор предмета преподавания оказали школьные учителя физики и математики.

В 1972 году она успешно окончила институт, вышла замуж и приехала в Каменск – Уральский, начала работать в школе №6. В 1974 году перешла в школу №4, поближе к месту жительства. Коллектив педагогов был сформировавшийся, и в нём было много коллег – её ровесников, с которыми завязалась настоящая дружба, продолжающаяся до сих пор.

Чтобы понять физику, нужно проведение большого количества опытов, лабораторных работ, практикумов.  Поэтому техническому оснащению кабинета, его оборудованию уделялось большое внимание. Хорошо, что директором школы был Тропин Вениамин Иванович – физик по образованию и коллега по работе. Кабинет много раз занимал призовые места в городских смотрах – конкурсах.

Многим учащимся хочется получать высокие оценки, но на уроках физики часто эти мечты разбиваются… Чтобы заработать тройку, надо трудиться и, главное, понимать. Даже отличники испытывают затруднения.  Требовательность Тамары Фёдоровны известна всем.

Когда в школу пришли компьютерные технологии, то появились новые возможности показывать явления и процессы в видеороликах, используя интернет. Проектная деятельность становится одной из новых компетенций учеников. Естественно – научное направление становится очень популярным в школе, а результат -  призовые места в олимпиадах, научно – практических конференциях, высокие баллы при поступлении в вузы на технические специальности.

Особое место в педагогической деятельности Тамары Фёдоровны занимало классное руководство. Умело управляла она ученическими коллективами и растила лидеров, обладающих организаторскими способностями: это Юрий Иванович Востроухов, поднявший футбольный и хоккейный спорт не только в Ленинском микрорайоне, но и на уровне города, Александр Егоров - любимый вожатый, Андрей Кондратьев – руководитель театральной студии, Абдуллина Анастасия - лидер в партийной организации «Единая Россия» нашего города и другие.

Главным секретом успеха Тамары Фёдоровны является любовь к детям, к своей профессии, требовательность и настойчивость в достижении цели. Всегда всё вовремя и в срок.

Сегодня мы, коллеги, говорим Тамаре Фёдоровне с уважением и признательностью слова благодарности за многолетний, добросовестный труд и за радость общения!

 

Симонова Лидия Васильевна

(23 ноября 1937, г. Каменск Уральский)

Окончила Шадринский пединститут 1959 году.

Общий стаж 41 год.

С 1976 по 2000 год работала в 4 школе (24 года)

Старший учитель. Ветеран труда.

22.05.2023 5Лидия Васильевна родилась и выросла в многодетной семье. Ей нравилось учить младших братьев и сестер, помогать им. Учеба в школе   давалась легко, интересно было помогать слабым, находить самые интересные способы   решений. После окончания четвертой школы выбор профессии «учителя» был очевиден, а предмет, который учил думать, был, конечно же, математика. Лида поступила в Курганский пединститут, но на первом курсе появилась возможность поменять его на Шадринский (было ближе ездить). В 1959 году она успешно его заканчивает и попадает по распределению в Курганскую область. После 3-х лет отработки возвращается в Каменск – Уральский и приходит работать в школу № 9. Там сразу зарекомендовала себя как очень увлечённая, смелая и ответственная учительница, которая не боится дать открытый урок, выступить на семинаре перед коллегами со своими наработками. После одного из таких уроков проверяющая из гороно сказала: «Поздравляю, в вашей школе появилась новая звёздочка!» Работала завучем, и её система составления расписания при помощи цветных «кармашков» жива до сих пор.

Каждый день работы в школе не похож на предыдущий, каждый миг – это поиск чего – то нового, нет времени тратить на пустое, все время надо спешить, отдавать свою энергию, знания, умения. Поэтому остаются в школе самые стойкие, терпеливые, жизнелюбивые. Такой педагог появился в четвертой школе в 1976 году.  Это была Лидия Васильевна. Любимым способом заинтересовать детей у неё было применение наглядности: многое было сделано своими руками, а вот математическая раздвижная доска со своими секретами была предметом особой гордости учителя. Спорт и энергия, рациональная методика и индивидуальный подход к каждому ученику - вот слагаемые успеха Лидии Васильевны. Через участие в общественно – полезном труде формировался ученический коллектив. «Однажды, - вспоминает Лидия Васильевна, -  мой класс взял обязательство собрать тонну макулатуры! Я выделила место в своем гараже для бумаги. И дети справились! Полученные деньги от сбора послали в Фонд мира».  С энтузиазмом выпускали газеты, соревновались звеньями. Так вырастали искренние, трудолюбивые и ответственные граждане своей страны.

Итогом работы Лидии Васильевны были высокие результаты на экзаменах, на олимпиадах, победы в соревнованиях, конкурсах. Многогранная работа отмечена грамотами, Благодарственными письмами и присвоением   звания «Старший учитель и Ветеран Труда».

В этом году Лидии Васильевне исполнилось 87 лет, хотя и не круглая дата, но очень солидная. Мы, коллеги, поздравляем Лидию Васильевну с Днём рождения и выражаем искреннюю благодарность за многолетний учительский труд!

© 2024. ОМС "Управление образования Каменск – Уральского городского округа".