Ключевая задача системы оценки качества образования – выстраивание механизмов получения объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его повышения и причинах, влияющих на его уровень, использование информации в управленческой практике как условия для базы и реализации процедур управлением качеством образования на всех уровнях с привлечением институтов гражданского общества.
В целях обеспечения объективности проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников и предупреждения нарушений порядка проведения олимпиады руководители всех ОО Каменск-Уральского городского округа и методисты Центра дополнительного образования обеспечили присутствие общественных наблюдателей при проведении олимпиад в 2021 году.
В ходе общественного наблюдения оценивалось соблюдение требований, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 № 1252 «Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников».
По итогам проведенных мероприятий нарушений порядка проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников не выявлено.
В целях получения объективных данных о выполнении всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) во всех ОО Каменск-Уральского городского округа было обеспечено присутствие общественных наблюдателей при проведении ВПР в 2021 году, в том числе выезды специалистов Управления образования в Центр образования «Аксиома», в Средние школы №№ 20, 32, 51.
В 2022 году спланированы выезды специалистов Управления образования в Средние школы № № 1, 16, 30, 37.
Контроль объективности результатов был организован в рамках проведения ВПР по русскому языку (4-6 классы) и математике (4-6 классы) в 2021 году.
В целях проведения ВПР в 2021 году с контролем объективности результатов во всех ОО руководители и Управления образования Каменск-Уральского городского округа обеспечили:
- конфиденциальность контрольных измерительных материалов (КИМов) на всех этапах проведения ВПР;
- присутствие независимых наблюдателей в аудиториях проведения ВПР;
- объективность оценивания выполненных работ участников ВПР.
Кроме того, в период проведения ВПР по русскому языку и по математике в 4-6 классах Управлением образования Каменск-Уральского городского округа поставлены на особый контроль образовательные организации, ранее показавшие необъективные результаты проведения ВПР. В Средние школы №№ 7, 16, 20, 30, 32, 37, 51 и центр образования «Аксиома» будут осуществлены выезды в 2022 году. Объективность проведения ВПР также будет обеспечиваться путем присутствия в каждой аудитории общественных наблюдателей из числа работников образовательной организации и представителей родительской общественности.
Предварительный анализ результатов ВПР 2021, проведенных в образовательных организациях, поставленных на контроль, в целом показал объективность текущего оценивания обучающихся. Вместе с тем, отдельные факты существенного несоответствия текущих и промежуточных отметок результатам ВПР свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы образовательных организаций по выработке и использованию в образовательном процессе единых критериев оценивания учебных достижений обучающихся как в условиях текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, так и в условиях внешней оценки знаний.
В декабре 2021 года на базе Средней школы № 51 прошла очередная встреча для заместителей руководителей по УВР и руководителей из числа школ, имеющих признаки необъективности по результатам ВПР за последние три года. В качестве спикеров круглого стола выступили специалисты Управления образования и Клокова Оксана Владимировна, заместитель руководителя по УВР Средней школы № 51. Мероприятие прошло в рамках реализации дорожной карты по подготовке и проведению оценочных мероприятий в 2022 году, и в целях формирования позитивного отношения к вопросам объективной оценки образовательных результатов.
По результатам Всероссийских проверочных работ Средняя школа № 51 дважды входила в федеральный список школ с признаками необъективности.
С целью обеспечения объективности проведения ВПР в 2021 году в Средних школах №№ 7, 16, 20, 30, 32, 37, 51, Центре образования «Аксиома» были разработаны и успешно реализованы планы мероприятий, в которых первым пунктом была включена аналитическая работа с имеющимися в школе информационными данными: статистические данные всероссийских проверочных работ, результаты государственной итоговой аттестации итоги промежуточной аттестации учащихся 1-9 классов. На основе сравнения и сопоставления данных во всех школах выявили проблемы и спланировали мероприятия, которые помогли преодолеть необъективность в оценивании.
На педагогических советах была дана оценка результатов деятельности педагогических коллективов на основании анализа качества преподавания учебных предметов, определены цели и задачи по повышению объективности оценивания учащихся.
На заседании школьных методических объединений учителями-предметниками был проведен анализ образовательных дефицитов и ошибок, которые допускают ученики при выполнении работ. На основании анализа достижения планируемых результатов каждым учителем были составлены планы индивидуальных и групповых занятий по устранению учебных дефицитов. Данные планы педагоги реализуют в рамках консультаций и дополнительных занятий для учащихся. Педагогам было рекомендовано спланировать целенаправленное повторение учебного материала с целью актуализации и закрепления учебного материала.
В целях проведения и объективного оценивания выполнения Всероссийских проверочных работ на 2021-2022 учебный год во многих ОО запланированы курсы по повышению квалификации:
«Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС» с целью совершенствования профессиональных компетенций педагогов в области использования образовательных подходов для организации в начальной школе образовательной деятельности, разработки интерактивных заданий, создания электронных образовательных ресурсов, повышения мотивации педагогов НОО.
«Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку, литературе, математике, истории и обществознанию, географии, биологии в условиях реализации ФГОС ООО».
«Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Обществознание», «Физика» в условиях реализации ФГОС ООО».
«Особенности подготовки и проведение ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык", «Окружающий мир», «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО».
«Совершенствование профессиональных навыков и компетенций педагогов школы по преемственности с целью подготовки учащихся к диагностической работе с учетом требований к освоению учащимися начальной школы общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС».
При проведении ВПР на каждом уровне образования особое внимание было уделено получению объективных результатов:
- привлечение квалифицированных педагогов к проведению ВПР;
- назначение организатором в аудитории педагогов, не работающих в данном классе и преподающих данный предмет;
- привлечение к проверке работ квалифицированных педагогов, не работающих в данном классе;
- организация коллегиального обсуждения подходов к оцениванию.
В целях обеспечения объективности ВПР в 2021 году привлекались специалисты Управления образования, общественные наблюдатели, участвовавшие в ОГЭ, проверку работ по стандартизированным критериям проводили педагоги, не работающие в классах, что исключило конфликт интересов.
Среди управленческих решений семинара-практикума в Средней школе № 51 было принято одно обязательное для всех школ Каменск-Уральского городского округа решение: пройти обязательную курсовую подготовку (обучение) по преодолению признаков необъективности и формированию позитивного отношения участников ВПР и второе решение - представить опыт работы Каменск-Уральского городского округа на региональном уровне. Оба решения были выполнены в полном объеме.

В феврале 2022 года прошло обучение руководителей и заместителей руководителей школ Каменск-Уральского городского округа. 100% приняли участие все ОО города. Обучение прошло в форме семинара-практикума на базе двух школ (Средняя школа № 32 и Центр образования «Аксиома»).


Обучающий семинар провели специалисты высочайшего уровня в области оценки качества - Алейникова Светлана Владимировна, директор РЦОИ и ОКО и Никитин Сергей Васильевич, заместитель директора РЦОИ и ОКО.


Второе решение тоже было выполнено в полном объеме.
Опыт работы муниципалитета на региональном уровне был представлен на вебинаре «Об организации и проведении мероприятий по формированию позитивного отношения к объективному оцениванию в муниципальных образованиях» специалистами Управления образования, директорами и заместителями руководителей школ с признаками необъективности (Средние школы №№ 30, 37, 51, Центр образования «Аксиома») и директором ЦДО Войтюшенко Галиной Федоровной). Спикером данного мероприятия была Алейникова Светлана Владимировна, директор РЦОИ И ОКО Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».

Все участники получили сертификаты за подписью ректора ИРО Тренихиной С Ю.