ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

МЕНЮ

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Баннер

Мы все учились...

За дистанционным образованием я наблюдаю со стороны: я не ученик, не учитель, не родитель. Но так получилось, что я оказалась «втянута» в этот процесс по самую макушку: мама работает учителем русского языка и литературы, а у старшей сестры трое детей.  

Всё началось в воскресенье накануне начала 4 четверти. В течение дня мы осваивали Российскую электронную школу: регистрировали маму-учителя, прикрепляли учеников, разбирались с содержимым. Решили, что задания будем давать в понедельник в режиме онлайн. А в понедельник всё сломалось. Ну как всё. Старые добрые учебники и тетради остались. Но ни выдать задание, ни посмотреть не было никакой возможности. Рай для учеников и повод понервничать для учителей. Наученная горьким опытом первого дня мама решила записывать задания в электронном дневнике накануне.

Вечером еще интереснее. В 19:30 позвонили старшие племянницы, обе учатся в 5 классе, и со слезами сбивчиво начали объяснять, что через 20 минут урок математики в Zoom, а они не могут подключиться. Делать нечего, пошла осваивать и удаленно настраивать. Освоила, настроили, протестировали, у девочек программа работает, звук и видео в норме. А у учительницы нет. Так и не получилось позаниматься математикой.

Со вторника процесс более-менее наладился. Мама с утра до ночи проверяет и анализирует в ответных сообщениях работы, которые ей присылают дети в мессенджерах, от девочек новостей нет, я работаю удаленно и пытаюсь делать вид, что меня дистанционное обучение не касается. Полностью абстрагироваться не получается: иногда мама втягивает меня в набор текстов для задания, поиск фильмов по произведениям школьной программы, создание тестов в онлайн-формах, заданий в РЭШ, настройку Zoom для выразительного чтения стихотворений наизусть. Работа по дому перешла на папу, который работает в сменном графике.

Ученики не считают дистанционное обучение обучением в полном смысле этого слова. Они не считают нужным просыпаться к первому уроку и выполнять задания по расписанию: кто-то присылает выполненные задания около полуночи, а кто-то в 5 утра. По окончании первой недели обучения мама добросовестно подводит итоги и выставляет первые двойки. Понедельник следующей недели уходит на то, чтобы ответить родителям, которые без предисловий начинают письма с вопроса: «За что у Васи, Пети, Тани 2?», «Почему мы ДОЛЖНЫ смотреть фильмы по два часа, что у нас других уроков нет?» Уважаемые родители, правила этикета существуют для всех. Начинайте письмо с приветствия и обращения к учителю. У вас за чуть большее количество букв денег не возьмут, а учитель на письмо посмотрит по-другому. И прежде чем писать вопросы, почитайте задание: не должны, а можете, задание по желанию. И если ваш ребенок посмотрит фильм вместо того, чтобы играть на компьютере или в телефоне, поверьте, он только приобретет в своем культурном развитии.

Через две недели работы с небольшими перерывами на еду и сон оказывается, что продолжительность уроков не 45 минут, а 30. Мама вздыхает с облегчением и радуется, больше за детей, которым теперь придется выполнять меньше заданий. Достижением третьей недели обучения становится то, что все присланные работы мама успевает проверять день в день, а ученики начинают отправлять выполненные задания сразу после урока по расписанию.

Кажется, что процесс наладился и больше ничего интересного не предвидится. В этот момент своими впечатлениями от обучения начинает делиться сестра. Первоклашка успевает сделать все задания и пройти обучение в музыкальной школе онлайн. У старших девочек уроки теперь ставят парами, чтобы было не больше трех разных уроков в день. Про рекомендованные Министерством образования 30 минут и рекомендациях о времени работы за компьютером для учеников в школе, видимо, не слышали. Девочки добросовестные и не представляют, что можно не сделать какую-то часть из заданных уроков, поэтому учатся с 10 до 22 часов с перерывом на еду. И это в 5 классе. Боюсь представить, что происходит в старших классах. Выданные задания – отдельная песня. Я понимаю, что у учителя программа, которую он должен выдать, и отступать от нее он не может, но зачем считать количество ребер на уроке физкультуры? Проведите зарядку в Zoom – пользы будет явно больше. Зачем переписывать две страницы текста по английскому языку в тетрадь? Какой навык это развивает? Логичнее дать задание написать свой текст. И, наконец, абсолютно странный для меня предмет Технология. Предложите детям сварить вместе с мамой борщ вместо того, чтобы рисовать схему «Производственный процесс». Схему производственного процесса уже к вечеру вряд ли кто вспомнит, а вот борщ вкусный варить точно будут всегда.

На четвертой недели уроки в маминой школе сократили до 25 минут. Ученики по большей части присылают работы своевременно, если опаздывают – извиняются. Родители не спрашивают, за что «2», а спрашивают, как можно исправить. Прогресс налицо.

На сегодняшний день прошел почти месяц дистанционного обучения. Процесс новый для всех: для школ, которые оказались не готовы перестроить программу    под современные реалии, для учеников, которым очень трудно себя организовать, для родителей, которые не привыкли вкладывать столько времени в обучение ребенка. Новый процесс не может проходить идеально, но все участники этого процесса должны извлечь из него правильные уроки.

С моей точки зрения, дистанционное обучение – новый интересный этап в системе образования. При правильном использовании он научит детей (да и многих родителей) пользоваться цифровыми технологиями на базовом уровне и даст отправную точку для развития гибких навыков, таких как умение организовать себя и свое рабочее время, самокритичность, умение фокусироваться на главном, самостоятельность, а работники образования научатся легко проходить через изменения и адаптироваться к ним. Без этих навыков человеку развиватьсясложно.

Задачей школы во все времена было не столько начинить детей знаниями, сколько научить их учиться. Спустя 13 лет после окончания школы, как настоящий прагматик, я открыто говорю, что половина уроков и тем, изученных в школе, никак не отложилась в моей голове и не пригодилась во время учебы в университете, за годы работы и самостоятельной жизни, но школа научила меня искать информацию, организовывать свое рабочее время, приоритизировать и с интересом смотреть на любые новые начинания. Я не говорю, что я чего-то не умею, я иду и учусь. То же и с дистанционным образованием. Не говорите, что оно плохое или некачественное. Найдите в нем положительные моменты и почерпните для себя пользу. 

София Тютина

© 2024. ОМС "Управление образования Каменск – Уральского городского округа".