Управление образования города Каменска-Уральского
города Каменска-Уральского
 
Главная страница Информатизация образования О состоянии информационной безопасности несовершеннолетних
О состоянии информационной безопасности несовершеннолетних

Процессы развития информационного общества оказывают значительное влияние на изменения системы образования. В настоящее время мы наблюдаем формирование новой образовательной среды, в которой традиционная часть надстраивается информационной составляющей, функционирующей на базе новейших коммуникаций, средств ИКТ и электронных образовательных ресурсов. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным образовательным стандартам основного общего образования в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для функционирования информационной образовательной среды. Безусловно, информационная образовательная среда создает принципиально новые возможности для организации учебной и внеучебной деятельности учащихся и позволяет повысить эффективность обучения. Практика показывает, что данная среда позволяет выстраивать индивидуально-ориентированный процесс обучения, способствует высокой степени самостоятельности и самореализации учащихся. Доступ к информационным ресурсам Интернета дает возможность учащимся пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельно обучаться.

Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью «Интернет», негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождает проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников. Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников.

Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети «Интернет», вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

С целью обеспечения исполнения Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с изменениями и дополнениями) распоряжением Правительства Свердловской области от 03.06.2015 г. № 593-РП была утверждена Программа по обеспечению информационной безопасности детей, производства и оборота информационной продукции для детей в Свердловской области на 2015 - 2017 годы (далее - Программа)». Программа включает в себя 8 направлений деятельности для образовательных учреждений. Основными задачами Программы являются обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, снижение роста правонарушений и преступности среди несовершеннолетних, повышение уровня правовой грамотности специалистов, несовершеннолетних и их родителей по вопросу обеспечения информационной безопасности, выявления фактов распространения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних.

Начиная с 2015 года в ОУ проведена большая работа по обеспечению информационной безопасности детей и сотрудников.

Во всех МОУ (92 ед., 100%) безопасный доступ детей и сотрудников в сеть «Интернет» обеспечивается за счёт контентной фильтрации запрещённой и нежелательной информации. В этой связи ежегодно все образовательные учреждения заключают договора с провайдерами ЗАО «Радиотелефон», ООО «Convex» на установку и обеспечение контентной фильтрации «DNS-школа», соответствующей требованием ФЗ № 343 от 29.12.10 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в редакции от 01.05.2017г). В некоторых МОУ используется дополнительное программное обеспечение для фильтрации контента - Интернет-Цензор, Agent, NetPolice.

Во многих ОУ применяется практика фильтрации запрещённого контента по «белому списку» сайтов. В соответствии с циклограммой деятельности образовательные учреждения проводят проверку эффективности использования контент-фильтров не реже одного раза в месяц. По факту проверки составляются Акты.

В образовательных учреждениях выстроена практически единая система работы в сети «Интернет»: определены точки доступа в сеть во время учебного процесса (предметные кабинеты), точки доступа для учащихся для работы в сети в свободное от учёбы время (кабинеты информатики, библиотека). Сотрудники МОУ, обучающиеся знакомятся с Правилами использования сети «Интернет», всё это фиксируется в Журналах ознакомления с Правилами использования сети «Интернет». В каждой точке доступа ведутся Журналы учёта работы пользователей в сети «Интернет» по утверждённой форме. Во время занятий контроль использования учащимися сети «Интернет» осуществляет педагогический работник, ведущий занятие. Контроль использования сети «Интернет» в свободное время осуществляется в соответствии с регламентом, определённым в МОУ, ответственным лицом в это время является администратор точки доступа или лицо, ответственное за информационную безопасность в МОУ.

В ОУ имеется Федеральный список экстремистских материалов, который обновляется один раз в месяц.

Электронная версия списка сохраняется на компьютере ответственного специалиста   с указанием даты обновления. Бумажная версия списка при обновлении распечатывается и хранится у ответственного специалиста. Обновления Федерального списка добавляются в программное обеспечение с целью недопущения выхода на запрещённые сайты.

Информационная безопасность в МОУ – это не только правильное использование сети «Интернет» в образовательном процессе, но и использование иной информационной продукции - бумажных, электронных носителей информации (видео - и аудиофайлы и др.). Вся приобретаемая информационная продукция по мере её поступления в МОУ проходит контроль соответствия возрастным категориям, по результатам проверки составляются Акты.

В МОУ осуществляются ревизии школьного библиотечного фонда, дидактических игр, DVD-дисков в учебных кабинетах и кабинетах специалистов. По мере поступления литературы в МОУ проводится её проверка на содержание материалов экстремистской направленности, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, запрещенной и ограниченной для распространения среди детей. По результатам проверки составляются Акты.

На сайтах МОУ, как и на сайте Управления образования, имеются ссылки на лучшие электронные ресурсы для детей и родителей, информация для родителей о возможностях по организации родительского контроля за доступом к сети «Интернет». Родительский контроль позволяет не только блокировать доступ к нежелательным для детей сайтам, но ограничивать использование сети «Интернет» по времени суток, дням недели или длительности сеанса. Существует множество программ и фильтров, которые помогают родителям контролировать открытие нежелательной информации и время, которое можно проводить в сети «Интернет».

С технико-технологической точки зрения защита от противоправного контента предполагает использование лицензионного программного обеспечения, в том числе программ, обеспечивающих антивирусную защиту. По состоянию на 01.04.2018 в образовательном процессе используется 35 компьютерных классов (кроме Основой школы № 39, ВСОШ № 1), 9225 компьютеров, лицензионное программное обеспечение установлено на 9225 компьютерах (100%), 454 мультимедийных установки (проектор плюс проекционный экран), 245 интерактивных досок. Количество компьютеров, подключённых к сети «Интернет» - 1925 ед., в том числе через локальную сеть - 1925 ед. Доля учащихся, которые имеют возможность выхода в сеть «Интернет» на скорости 20 Мбит/с, составляет 100% (задача в рамках Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»).

В ОУ осуществляется контроль безопасности сайтов в соответствии с циклограммами деятельности МОУ, о чём свидетельствуют Аналитические справки.

На сегодняшний день сайты учреждений не содержат рекламы, вредоносных ссылок, не содержат материалов, не совместимых с задачами образования и воспитания детей.

Создание единой защищённой образовательной информационной среды учреждения, обеспечивающей доступ участников образовательного процесса к локальным и сетевым информационным ресурсам, повышает эффективность и безопасность образовательного процесса.

В соответствии с Планом-графиком работы Управления образования с МОУ на учебный год проводится мониторинг выполнения мероприятий по обеспечению информационной безопасности с выходом в МОУ.

За период с 2015 года по настоящее время мониторинг проведён в 31 школе (100%), в ЦПМСС, в 36 детских садах. В оставшихся 23 детских садах мониторинг планируется в 2018 и в 2019 годах.

Реализуемые в ОУ Планы мероприятий по обеспечению информационной безопасности включают создание   нормативно-правовой базы, техническое обеспечение, профилактическую работу по информационной безопасности с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогическими работниками учреждений.

Разработаны и утверждены:

- Положение (или Порядок) об официальном сайте ОУ, которым определяется структура, содержание и периодичность обновления информации в соответствии с требованиями законодательства;

- Правила использования сети «Интернет» в образовательном учреждении;

- Классификатор информации, несовместимой с задачами образования и воспитания обучающихся, рекомендуемый для применения в образовательном учреждении;

- Инструкция для сотрудников образовательного учреждения о порядке действий при осуществлении контроля за использованием обучающимися и работниками учреждения сети «Интернет»;

- Регламент работы обучающихся в сети «Интернет»;

- Должностная инструкция администратора точки доступа к сети «Интернет».

 

Работа с обучающимися организована в различных формах.

Это участие:

  • в Едином всероссийском уроке безопасности в сети «Интернет» (проводится по инициативе спикера Совета Федерации В.И. Матвиенко с 2014 года.). В 2017 году в нём приняли участие 12670 учащихся, 3910 родителей, 737 педагогов;
  • в 4-ом Международном квесте по цифровой грамотности «Сетевичок» приняли участие 1520 учащихся;
  • прошла неделя информационной безопасности с проведением классных часов «Нормы нужно знать и законы соблюдать», «Здоровой планете – здоровые дети», «Жизненные ценности», уроков по тематике «Безопасность в виртуальном мире», «Я и мои виртуальные друзья», «Киберугрозы современности», проведены круглые столы для старшеклассников «Безопасный Интернет – хороший Интернет», анкетирование учащихся 7-9 классов «Безопасный Интернет». Для детей проводятся минутки безопасности по теме «Как критически относиться к сообщениям в СМИ», «Как избежать вредной информации в сети «Интернет», «Личная безопасность и терроризм», конкурсы, интерактивные викторины «Интернет среди нас», «Какие существуют риски при пользовании Интернетом и как их можно снизить», «Что я знаю о безопасности в Интернете» (1-4 классы), конкурсы детских рисунков и плакатов «Интернет и информационная безопасность», «Я и компьютер» (5-7кл.), «Телевизор - наш друг или враг?»; игры: «Средства коммуникации», «Знаешь ли ты право?», «Добрый компьютер», «Создай свой рисунок», «Безопасность в Интернете: касается всех, касается каждого», «Закон и ребёнок», решение ситуативных задач «Я и информационное сообщество»; лекции «Безопасность интернет-покупок», «Потребительские права в цифровую эпоху», «Тропинка к своему «Я», конкурс сочинений в средней школе на темы «Вирусы», «Мошенничество», «Воровство учётных записей».
  • Большое внимание информационной безопасности уделяется на совещаниях при директоре, оперативных совещаниях и педагогических советах. Так на совещаниях при директоре, заместителе директора рассмотрены такие вопросы как: «Организация обеспечения информационной безопасности в школе», «Информатизация как одно из условий современного образования»,                                        «О функционировании школьного сайта», «Безопасность информационной продукции», «Состояние информационной безопасности в МОУ», совещания с классными руководителями 1 - 11 классов по вопросам исполнения Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в редакции от 01.05.2017г.»

 

Для педагогических работников проводятся:

  • круглые столы, практикумы на темы:

- ознакомление педагогических работников с Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в редакции от 01.05.2017г.);

- закон необходимо соблюдать даже в «Интернете»;

- способы защиты детей от противоправных посягательств в сети «Интернет»;

- основы медиабезопасности для педагогических работников;

- ответственное и безопасное пользование услугами сети «Интернет;

- обучающие семинары «Психологическая безопасность в информационном пространстве», «Смертельные игры: как оградить подростков от опасных интернет-сообществ?», «Персональный сайт педагога».

В МОУ проведены родительские собрания: «Безопасность детей в Интернете», «Дети в Интернете: кто за них в ответе?», «Информационная безопасность детей – забота родителей», «Безопасный Интернет вне дома», «Роль семьи в обеспечении информационной безопасности детей и подростков», «Профилактика Интернет-зависимости у подростков», «Информационная безопасность детей в современном мире», «Информационная безопасность – ответственность родителей», «Информационная безопасность детей в наших руках», «Обеспечение информационной безопасности всех участников образовательного процесса», «Права ребёнка», «Основные правила защиты наших детей от Интернет-опасностей», «Социальные сети: риски и возможности в образовании современных детей», «Ознакомление родителей с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей   от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в редакции от 01.05.2017г.)»,   «О возможном вреде использования сети «Интернет» и способах защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Психическое и физическое здоровье школьника (безопасное общение в сети «Интернет»)».

Уже в 2017-2018 учебном году в МОУ проведено 63 родительских собрания с рассмотрением вопросов поведения детей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Родителям выдаются памятки «Повышение уровня безопасности детей в Интернете при помощи технических средств», «Этика сетевого общения», «Всё о компьютерных играх для школьников».

 

Только за 2017 год в ОУ направлено для использования в работе 15 писем разного уровня – федерального, регионального, письма начальника Управления образования по обеспечению информационной безопасности детства.

В соответствии с Циклограммой деятельности МОУ сдают отчёты по выполнению мероприятий Программы по итогам полугодия и за календарный год. Сводные отчёты Управления образования направляются в Министерство общего и профессионального образования и в Администрацию Южного управленческого округа.

Экспертный совет по информатизации образования и воспитания.

Хорошим подспорьем в нашей работе по реализации Программы стал Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания, который создан при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.

Основной целью Экспертного совета является формирование сетевого механизма коммуникации между педагогической общественностью с Советом Федерации в сфере развития информационных технологий в образовании, детстве и воспитании.

Экспертный совет стал первым в России сетевым экспертным сообществом при федеральных органах власти и обладает различными функциями, среди которых проведение общественных обсуждений, разработка рекомендаций, проведение мониторингов и опросов, проведение мероприятий и другие функции.

Для членов образовательного сообщества – это возможность собственного развития и возможность повлиять на принимаемые на федеральном уровне решения. Работа Экспертного совета проходит дистанционно и для участия работника системы образования в Экспертном совете достаточно пройти регистрацию на портале «Единыйурок.рф».

Первым мероприятием Экспертного совета стало общественное обсуждение анкеты мониторинга безопасности образовательной среды и образовательных учреждений Российской Федерации, проводимого в рамках Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

МОУ также подключились к этой работе, во всех школах приказами назначены кураторы, которые вошли в состав ЭС. Главная задача – своевременно принимать участие в мероприятиях ЭС, размещаемых на сайте – эти мероприятия и станут основным содержанием новой Программы на 2018-2020 годы.

На площадке Экспертного совета прошли Всероссийское педагогическое тестирование, общественные обсуждения курса «Основы кибербезопасности», сбор и обсуждение предложений рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве» и ещё более 10 мероприятий.

В рамках Единого урока по безопасности в сети на портале "Сетевичок" проводился опрос родителей, направленных на оценку эффективности методов родительского контроля нахождения детей в сети (приняли участие – 3620 чел.). Учителя (120 чел.) приняли участие во Всероссийской конференции по формированию цифрового детского пространства «Сетевичок».

На 2017/2018 учебный год запланировано проведение 29 мероприятий различного характера для педагогов образовательных учреждений России.

Здесь же классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи смогут пройти соответствующие дистанционные курсы по проблемам информационной безопасности детства.

 

Эта работа приобретает в настоящее время ещё большую актуальность. Задачи на 2018-2020 годы:

- повышение уровня использования средств фильтрации и иных аппаратно-программных устройств для обеспечения повсеместной защиты детей;

- повышение уровня информированности населения о возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

- повышение профессиональной компетентности педагогических работников по проблемам обеспечения информационной безопасности детей;

- формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты в информационном пространстве.

Информационное пространство должно быть максимально безопасным для подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если государство, представители бизнеса, правоохранительные органы и общественность объединят усилия, а родители осознают свое главенство в обеспечении безопасности детей.

 

 

 

Главный специалист

Управления образования                                                                      О.П. Гашева

 

18.04.2018